Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королев
  • Котельники
  • Красногорск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Пушкино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

Непристегнутый пассажир на заднем сиденье — сразу две ответственности: что разъяснил юрист

Юрист Русяев: езда на заднем сиденье без ремня безопасности грозит штрафом

Непристегнутый пассажир на заднем сиденье — сразу две ответственности: что разъяснил юрист

Фото: istockphoto.com/shanf
Автор: Антон Никитин
Сегодня в 10:02

Езда на заднем сиденье без ремня безопасности в России — это прямое нарушение правил, которое влечет ответственность сразу по двум линиям, для водителя и для пассажира. Об этом REGIONS сообщил юрист, основатель бизнес-сообщества «Русяев Клуб» Илья Русяев.

Пассажир, если автомобиль конструктивно оборудован ремнями, обязан ими пользоваться, параллельно водитель обязан обеспечить перевозку пристегнутых пассажиров и сам соблюдать правила применения ремней, подчеркнул эксперт.

По его словам, в обычной дорожной ситуации инспектор вправе оформить водителя по статье 12.6 КоАП РФ за нарушение правил применения ремней безопасности, и в 2025 году это ₽1500. Отдельно, уже как «иное лицо, участвующее в дорожном движении», может быть привлечен и сам пассажир по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ, предупреждение либо ₽500.

Это два разных состава, и закон не запрещает применить оба, хотя на практике чаще ограничиваются постановлением в отношении водителя, разъяснил Русяев.

Становится ли больше штраф, если случилось ДТП?

Автоматического увеличения санкции за непристегнутый ремень из-за самого факта аварии в КоАП для этих статей нет, размер фиксирован. Но ДТП меняет картину в другом, более чувствительном для кошелька и нервов измерении, заметил Илья Русяев.

Во-первых, начал он, при взыскании вреда здоровью суд учитывает, что непристегнутый пассажир мог сам увеличить тяжесть последствий, это квалифицируется как грубая неосторожность потерпевшего и может привести к уменьшению размера возмещения по правилам статьи 1083 ГК РФ, при этом полностью исключить компенсацию вреда здоровью закон не позволяет.

Во-вторых, если в аварии есть тяжкие последствия, включается уголовно-правовой блок, ответственность наступает не за ремень, а за нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред или смерть, при наличии причинной связи. В конкретном деле отсутствие ремня может стать обстоятельством, которое эксперты и суд оценивают при реконструкции механизма травм, но это всегда вопрос доказательств, указал Илья Русяев.

Как выявляют нарушения безопасности на заднем сиденье?

Технически комплексы фото- и видеофиксации сегодня умеют распознавать ремень у водителя, иногда у переднего пассажира, отметил юрист.

«С задним рядом все сложнее, мешают тонировка, угол съемки, перекрытие ремня сиденьем и стойками кузова, а также качество изображения в потоке. Поэтому массовая фиксация непристегнутого заднего пассажира встречается реже и сильно зависит от региона и типа комплекса. При этом если нарушение фиксируется автоматически, к ответственности обычно привлекают собственника транспортного средства», — указал он.

Если нарушение не зафиксировано камерой, его обычно устанавливают при остановке инспектором, визуально через боковые окна, во время проверки документов или в рамках профилактических мероприятий, пояснил Илья Русяев.

После ДТП, по его словам, вопрос ремня нередко отражается уже в материалах оформления, это осмотр салона, видео регистратора, объяснения участников, а также выводы экспертиз, которые сопоставляют характер травм с положением тела в момент удара.

Что будет, если не пристегиваться на заднем сиденье?

При даже умеренном столкновении непристегнутый пассажир продолжает двигаться по инерции и фактически превращается в объект, который с силой ударяется о спинку переднего сиденья, стойку, стекло или другого пассажира, указал юрист.

«Типичные последствия при небольшом ДТП: травмы головы и лица, повреждения шеи, ушибы грудной клетки и плеч, травмы коленей и таза при ударе о переднее сиденье. При тяжелых авариях добавляются сочетанные повреждения головы, груди, живота и позвоночника, резко возрастает риск утраты посадочного места и перемещения по салону вне зоны работы систем пассивной безопасности», — рассказал Русяев.

Именно поэтому статистика дорожной медицины и страховых исследований последовательно показывает, ремень значительно снижает вероятность смертельного исхода и тяжелых травм, в том числе на заднем ряду, даже с учетом различий в конструкции автомобилей, подчеркнул специалист.

«С юридической точки зрения вывод простой, отказ от ремня это не только административное нарушение, но и фактор, который после ДТП способен повлиять на объем выплат, ход экспертиз и итоговую правовую оценку обстоятельств», — заключил Русяев.

Оценка губернатора

Губернатор Московской области Андрей Воробьев поставил задачу усилить работу по безопасности дорожного движения, акцентировав внимание на важности использования ремней безопасности всеми пассажирами автомобиля, включая тех, кто находится на заднем сиденье.

Выступая на оперативном совещании с руководящим составом областного правительства и главами муниципалитетов, губернатор отметил, что культура применения ремней безопасности на передних сидениях среди водителей и пассажиров в регионе уже сформирована. Однако на скоростных магистралях, таких как М-2, М-4, М-11, М-12 и Ярославское шоссе, эта элементарная мера защиты зачастую игнорируется пассажирами задних рядов, особенно в периоды высокой интенсивности движения — выходные и праздничные дни.

«Мы видим по статистике аварий, что на задних сиденьях пристегиваются далеко не все. При высоких скоростях это становится критически важным для сохранения жизни и здоровья», — подчеркнул Андрей Воробьев.

Между тем пристегнутые при ДТП выживают в 75 случаях из 100, рассказали ранее в Роскачестве.

Для улучшения работы и сбора статистических данных сайта собираются данные, используя файлы cookies и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Файлы соокіе можно отключить в настройках Вашего браузера.

Подписывайтесь на нас!

Читайте больше крутых историй и новостей в наших социальных сетях.