
По словам эксперта, последствия буллинга проявляются двумя основными путями:
— формированием активного протеста и стремлением всеми силами доказать собственную ценность;
— полным замыканием в себе и утратой смысла действий из-за ощущения ненужности и бесполезности усилий.
«Буллинг может происходить как дома, так и в обществе. Домашний буллинг может быть как со стороны взрослых, так и со стороны братьев или сестер. Зачастую родители, которые постоянно сомневаются в правильности принятых решений, перекладывают ответственность на детей. Такие братья и сестры, вырастая, часто становятся главами своих семей, решающими все и за всех, и тоже, конечно, с последствиями», — рассказала Ольга Морозова.
Специалист подчеркнула, что психологический буллинг гораздо опаснее физического, особенно если он исходит от взрослого, например, учителя. Жертвами агрессии становятся дети, которые оказываются неспособны осознавать происходящее и противостоять эмоциональному прессингу.
«Дети не могут противостоять такому воздействию, они сначала не понимают, что происходит, дискомфорт нарастает, и, если все остается по-прежнему, то учитель начинает усиливать психологическое давление. Агрессор из треугольника Карпмана всегда будет провоцировать жертву на эмоции, и, когда она привыкает, ему приходится прибегать к еще более эффективному буллингу», — уточнила Морозова.
Физический буллинг проще заметить визуально — синяки и травмы говорят сами за себя. А психологическое насилие остается незамеченным, и порой игнорируется родителями и школой.
«Если у ребенка множественные синяки и ссадины — срочно в полицию. К сожалению, часто родители не прибегают к исправлению ситуации. Очень важно разговаривать с ребенком, если кажется, что что-то не так. Это не всегда просто сделать, так как зачастую родители сами являются этой самой жертвой. Ведь ребенок должен был научиться у кого-то такой стратегии поведения», — заявила психолог.
Эксперт подчеркнула, что важно обратить внимание на признаки буллинга: страх неудачи, замкнутость, постоянное пребывание дома, ухудшение сна и аппетита. Обнаружив такие сигналы, необходимо действовать незамедлительно, консультируясь с психологом и выясняя причины проблемы.
«Интерес к учебе падает или ребенок проводит за учебой все свое время и сильно боится получить плохую оценку, но удовлетворения от хороших результатов не испытывает. У него может быть сильное нежелание идти на учебу, но он об этом зачастую молчит. Замкнутость, частые болезни, плохой сон и аппетит — первое, что кричит о том, что срочно нужна помощь. Заметив эти признаки, нельзя сидеть сложа руки, нужно работать со своей жертвенностью и избавлять ребенка от отжившей стратегии», — рекомендует Морозова.
По словам эксперта, одна из долгосрочных последствий школьного буллинга — развитие аденомы гипофиза, доброкачественной опухоли мозга, связанной с длительным воздействием стресса. Гипофиз контролирует выработку гормонов, влияющих на рост и метаболизм.
«Такая патология может встречаться, как и у самого индивида, подвергшегося буллингу, так и формироваться у его потомков (а именно, у их детей) как наследственная память о негативных событиях, к которым стоит быть готовым. Почему же гипофиз? Он продуцирует соматотропный гормон (СТГ), который определяет рост костей и тканей, усиливает синтез белка в организме, а это строительный материал опорно-двигательной системы, расщепляет жир для выработки энергии, участвует в углеводном обмене и минерализации костей», — рассказала психолог.
Люди с недостаточной выработкой СТГ имеют низкий рост, а такие дети чаще подвергаются буллингу, потому что физически не могут отстоять свои личные границы перед более развитыми и рослыми сверстниками.
«Соответственно, организм принимает решение нарастить гипофиз, увеличить в размерах. Биологическая целесообразность заключается в желании стать крупнее, вырасти, выработать больше СТГ. Но так как у подросшего ребенка не может сформироваться другой гипофиз, это возможно только во внутриутробном периоде, то при нарастании аденомы он не становится функциональнее. Человек не может вытянуться в рост усилием воли», — уточнила Морозова.
Таким образом, буллинг имеет довольно серьезные последствия для здоровья, не говоря уже о склонности к депрессивному поведению.
Специалист считает важным проводить просветительскую работу в школах с учащимися и преподавателями, чтобы защитить детей от токсичного поведения и избавить их от необходимости проходить многолетнюю терапию у психолога.
Ранее REGIONS рассказывал об опасности модного у подростков селфхарма — нанесении самому себе шрамов из-за душевных переживаний.