
Ученые из Венского университета провели масштабное исследование, подтвердившее, что современная музыка кардинально отличается от хитов прошлого. Они проанализировали тексты более 20 тыс. англоязычных песен из чарта Billboard с 1973 по 2023 год. На это обратило внимание издание MenToday.
Анализ показал, что лирика стала значительно проще по структуре, короче по объему, но при этом насыщеннее лексикой, связанной с тревогой, гневом и депрессией. С 1970-х годов в текстах резко увеличилось количество негативных слов, таких как «плакать», «боль», «ненавидеть», «одинокий» и «убивать».
Исследователи отмечают, что музыка отражает общий эмоциональный фон общества. Рост негатива в песнях совпадает с увеличением уровня тревожности и депрессии, а также с преобладанием отрицательных новостей в медиапространстве.
Упрощение текстов, по мнению ученых, может быть следствием когнитивных и культурных сдвигов: снижения концентрации внимания аудитории и изменения привычек прослушивания из-за развития стриминговых платформ, где популярны легкие и «цепляющие» мелодии.
В качестве примера контраста приводятся жизнерадостные хиты 70–80-х годов, такие как Walking On Sunshine, и популярные в последние десятилетия мрачные композиции, например, Back to Black Эми Уайнхаус.
Исследователи выявили отклонения от общего тренда во время крупных кризисов, таких как теракты 11 сентября 2001 года и пандемия COVID-19. В эти периоды наблюдался кратковременный рост популярности песен с более позитивными и сложными текстами, что ученые связывают с механизмом психологической защиты и эскапизма. С 2016 года отмечается небольшой рост популярности песен со сложной лирикой, но общий тренд на «мрачность» сохраняется.
Ранее православный интерьер жилья стал всероссийским трендом.