На рынке новостроек Московской области наблюдаются изменения в предпочтениях клиентов: количество проданных квартир и апартаментов без отделки за последние полгода увеличилось на 20,2%, а число лотов с чистовой отделкой, напротив, уменьшилось на 6,6%.
Как отметил в беседе с «Московским комсомольцем» управляющий партнер ГК «Ферро-Строй» Григорий Ваулин, застройщики стремятся сделать жилье более доступным за счет исключения отделки из договора долевого участия (ДДУ). В то же время количество лотов с отделкой типа white box осталось практически неизменным.
На первичном рынке недвижимости Подмосковья сейчас представлено 44,5 тыс. квартир и апартаментов в 216 проектах. Среди них 20,23 тыс. лотов — это квартиры без отделки (45,5%), 4870 — с отделкой типа white box (10,9%), и 19,4 тыс. — с чистовой отделкой (43,6%). В сравнении с предыдущим периодом (42,03 тыс. квартир и апартаментов в 203 проектах) можно заметить рост количества предложений без отделки — с 16,83 тыс. лотов (40%) до 20,23 тыс., что соответствует увеличению на 20,2%.
Такая тенденция обусловлена желанием застройщиков сделать жилье более доступным для покупателей в условиях роста ипотечных ставок и сокращения государственных программ поддержки.
«Решение ряда компаний отказаться от отделки в новых проектах может быть связано с их стремлением снизить затраты и сделать жилье дешевле».
— Управляющий партнер ГК «Ферро-Строй» Григорий Ваулин.
Однако, по его словам, варианты с отделкой от застройщика по-прежнему интересны более обеспеченным клиентам, так как они, как правило, обходятся дешевле самостоятельно выполненного ремонта.
Чистовая отделка продолжает оставаться популярной в новостройках Московской области, хотя её доля сократилась на 5,9 п.п., а количество предложений уменьшилось на 6,6%. Одновременно, число лотов с отделкой типа white box осталось практически на том же уровне, что подчеркивает его устойчивость на рынке.
«После окончания льготной ипотеки спрос на новостройки в Подмосковье значительно снизился. В отличие от Подмосковья, рынок "старой" Москвы оказался более устойчивым к отмене льготных программ, так как там сосредоточен более высокобюджетный спрос».
— Коммерческий директор — партнер Est-a-Tet Владимир Моребис.
По его мнению, в текущих условиях строительные компании делают акцент на более бюджетные варианты жилья, чтобы привлечь покупателей.
Ранее REGIONS сообщал, что в Подмосковье запретили размещать квартиры на первых этажах жилых домов.