В среду Светлой седмицы, которая в 2025 году приходится на 23 апреля, Православная Церковь отмечает сразу два значимых события в своем календаре. Этот день ознаменован празднованием памяти память Собора преподобных отцов, чьи подвиги связаны с библейской горой Синай, а также особым почитанием чудотворного образа Касперовской иконы Пресвятой Богородицы. Светлая среда символически связывает почитание древнейших монашеских подвигов с глубоким благоговением перед одной из прославленных святынь Пресвятой Девы Марии.
История Синайского монастыря, расположенного у подножия горы Синай, известной также как Хорив, уходит корнями в IV столетие. Эта древняя обитель дала миру множество святых подвижников, прославившихся своей глубокой верой и благочестивой жизнью. Их соборная память торжественно отмечается Православной Церковью в Светлую среду. Среди наиболее известных из них — преподобные Акакий Синайский, Иоанн Лествичник, Нил Синайский, Григорий Синаит и Анастасий Синаит. Также в этот день совершается память пророков Моисея и Аарона, и святого благоверного императора Иустиниана Великого.
Наряду с почитанием святых Синайских, в Светлую среду православные верующие также особо чествуют чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы. Эта икона по праву считается одной из главных святынь, особо почитаемой в городах Херсоне и Одессе. Традиционно образ попеременно пребывает в этих двух городах, находясь в каждом из них около полугода. Дни ее торжественного перенесения в Одессу 1 октября и возвращения в Херсон в четвертый день по Пасхе являются значимыми событиями церковной жизни.
По преданию, этот святой образ был привезен на территорию Российской империи в конце XVI века выходцем из Трансильвании сербского происхождения, который поселился в Ольвиопольском уезде на Херсонщине. Икона передавалась из поколения в поколение и в 1809 году перешла во владение помещицы Касперовой, проживавшей в своем имении Ново-Ивановка. К тому моменту образ сильно обветшал, а лики на нем потемнели от времени. В феврале 1840 года, находясь в глубокой скорби, помещица Касперова усердно молилась перед этим образом. Внезапно во время молитвы она увидела, как лики Пресвятой Богородицы и Богомладенца стали светлее, и икона чудесным образом обрела первоначальную ясность. В дальнейшем от этой святыни было засвидетельствовано множество чудесных исцелений и благодатной помощи. После всестороннего изучения и проверки сообщений об этих чудесных явлениях, Святейший Синод Русской Православной Церкви признал икону чудотворной.
Период особого прославления Касперовской иконы связан с событиями Крымской войны 1853–1855 годов в Одессе, когда Пресвятая Богородица через Свой Касперовский образ защитила город от нападения врага.
Светлая среда, как и вся Пасхальная седмица, имеет свои особенности в богослужебной практике и повседневной жизни верующих. В ходе богослужений этого дня звучат евангельские чтения, повествующие как о покаянии грешницы, так и о предательстве Иуды.
«Светлая среда напоминает нам, что пасхальная радость не абстрактна. Она укоренена в истории Церкви — от древних подвигов Синая до чудес, явленных через святые иконы. Это призыв к каждому из нас жить этой радостью и делиться ею», — отмечают представители Церкви.
Вся Светлая седмица, неделя, следующая за Пасхой, представляет собой период особого духовного торжества и ликования о Воскресении Христовом. На протяжении всей Светлой седмицы отменяются обычные посты по средам и пятницам, что представляет собой исключение из общего церковного Устава. Дозволяется употребление любой пищи, символизируя завершение строгого Великого поста.
Однако, существуют и определенные правила для этого периода. В Светлую седмицу, как правило, не совершаются заупокеойные службы и не рекомендуется посещать кладбища, поскольку это время целиком посвящено исключительно радости о Воскресении Христовом. Также в этот период не совершается Таинство Венчания.
Вместе с тем, вся Светлая седмица, и в частности Светлая среда, считается особо благоприятным временем для приступления к Таинству Святого Причастия. В этот радостный период верующие, как правило, могут причащаться без строгого многодневного поста и обязательной исповеди, и даже приветствуется ежедневное причащение Святых Христовых Таин.
Ранее REGIONS рассказывал об особенностях богослужений и традиций первой Пасхальной недели.