Ореховый Спас, известный также как Хлебный или Третий, завершает череду летних праздников 29 августа. В этот день люди не просто собирали урожай орехов и пекли хлеб, но и внимательно следили за знаками природы, чтобы понять, какой будет грядущая осень и зима.
Праздник, совпадающий одним из древнейших христианских праздников — днем Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, был временем завершения летних трудов, подведения итогов и подготовки к новому сезону. Каждое явление в этот день воспринималось как важный знак.
Ореховый Спас — это не праздник шумных гуляний, а скорее время для спокойных и важных дел. В этот день пекли хлеб из муки нового урожая и ореховые пироги. Полевые работы заканчивались, и крестьяне рассчитывались с работниками.
Мужчины отправлялись на поля с хлебом и солью, чтобы забрать последний урожай. Дети встречали их с пирогами. Начиналась продажа полотна, поэтому праздник иногда называли Спас на полотне.
«Праздник имел и другое значение — граница между сезонами. В этот день крестьяне внимательно следили за погодой, чтобы понять, чего ждать от осени и зимы. Природа, по народным представлениям, как будто раскрывалась: каждое явление — туман, полет птицы, цвет неба — могло стать подсказкой на ближайшие месяцы,» — объясняет историк-этнограф Елена Камышева.
Запреты на Ореховый Спас были строгими и связаны с памятью о мученической смерти Иоанна Предтечи.
Например, нельзя было работать в поле и огороде, копать землю или срезать овощи. Также под запретом была работа с острыми предметами: ножом, топором, иглой. В этот день не готовили блюда круглой формы, напоминающие отсеченную голову, — капусту, репу, арбузы. Хлеб только ломали, но не резали.
Также считалось, что нельзя веселиться, петь и танцевать, чтобы не оскорбить память святого. Строгий пост был обязателен, а споры о деньгах могли принести нужду. Считалось, что поднимать найденные на дороге деньги — к беде.
В этот день было принято поститься и делать добрые дела. Главное — без огласки, чтобы добро «положилось на счет в Небесной книге».
Было принято посещать храм, освящать орехи и новый хлеб. Хозяйки пекли постные пироги, которыми угощали соседей и нуждающихся. На ярмарках-однодневках торговали товарами, но без разгула и пьянства.
Ореховый Спас был временем подведения итогов: люди рассчитывались с работниками, закрывали договоры и готовились к зиме. Также в этот день чистили колодцы, наводили порядок в доме и меняли лампадное масло.
Приметы Орехового Спаса охватывали все сферы жизни.
На погоду:
Если день солнечный и безоблачный — осень будет сухой, а зима придет поздно.
Дождь в этот день обещал урожайный год, но сырую осень. Если журавли летят на юг — ждали ранних холодов. Если ласточки еще вьют гнезда — тепло задержится.
Обилие орехов и недостаток грибов сулили морозную и сухую зиму, а много грибов и мало орехов — теплую и слякотную.
На деньги:
Если что-то удалось выгодно продать на ярмарке, это сулило прибыльный год.
Деньги, полученные в этот день, нельзя было тратить сразу, их откладывали «на зиму».
Если найти монету или купюру — это к прибыли, но ее следовало поднять молча и без свидетелей.
На любовь:
Если девушка угостит парня пирогом, а он съест его без остатка — чувства взаимны.
Найти в этот день крепкий орех — к счастливому замужеству. Его нужно было положить под подушку или носить с собой.
Познакомиться с кем-то в этот день считалось судьбоносным.
Эти традиции и приметы помогали людям не только подготовиться к осени, но и обрести душевное спокойствие, веру в благополучие и добро в своей жизни.
Ранее REGIONS рассказывал, что нельзя делать в Успение.