
С 1 января 2026 года вступают в силу несколько законодательных нововведений, напрямую затрагивающих водителей. Хотя масштабной реформы штрафов не предвидится — основные повышения произошли ранее — ряд свежих поправок и уточнений потребует внимания. О том, к чему готовится автовладельцам, REGIONS рассказал управляющий партнер компании «Русяев и партнеры», юрист Илья Русяев.
«Механизм автоматического продления, который работал последние годы, завершает свое действие: он распространялся только на права, срок которых истекает до 31 декабря 2025 года включительно. Для таких удостоверений к указанной в них дате добавлено три года, и этот дополнительный срок реально применяется. Но как только он закончится, водитель обязан пройти обычную процедуру замены: медкомиссия, госпошлина, оформление нового документа», — сообщил Русяев.
Езда с просроченным удостоверением, разъяснил юрист, будет квалифицироваться как отсутствие права управления — штраф по статье 12.7 КоАП от 5 тыс. до 15 тыс. рублей для самого водителя и 35 тыс. рублей для лица, передавшего ему автомобиль.
Для автомобилей, ранее зарегистрированных как в Украине, так и на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, установлен конечный срок перерегистрации в России — до 1 января 2026 года, напомнил Русяев.
«Если после этой даты машина продолжает двигаться по дорогам РФ без постановки на учет, инспектор квалифицирует ситуацию как управление незарегистрированным транспортным средством: сначала штраф до 800 рублей, затем уже 5 тыс. или лишение права управления при повторе. А если новые российские номера и документы уже получены, но на автомобилях сохраняются прежние знаки, включается часть 4 статьи 12.2 КоАП: использование заведомо подложных регистрационных знаков, что влечет лишение прав на срок от шести до двенадцати месяцев», — сообщил Илья Русяев.
Требования к светофорным объектам корректируются так, чтобы левый поворот по стрелке не пересекался с движением встречных, которому одновременно разрешен прямой проезд, сообщил юрист.
«Плюс обновляются параметры парковочных мест вдоль дороги и вводятся новые зоны с ограничением остановки. Санкции за нарушения таких зон и разметки уже закреплены в главе 12 КоАП, поэтому нововведения здесь в появлении новых конфигураций, которые дают инспектору больше поводов для фиксации нарушений», — указал эксперт.
«Техосмотр для тех категорий транспорта, где он обязателен, в 2026 году обойдется дороже: регионы закладывают в тарифы новые расчетные показатели, и минимальный уровень стоимости диагностики будет заметно выше прежнего. Формальные санкции за отсутствие обязательного техосмотра остаются прежними, однако каждая задержка с проверкой технического состояния создаст риск административного наказания либо прямые дополнительные траты», — сообщил эксперт.
Параллельно сохраняется работа обновленной системы штрафов за нарушения ПДД, введенной в 2025 году: превышение скорости, проезд на запрещающий сигнал, отказ от использования ремней безопасности, повторные грубые нарушения, сообщил Русяев.
«Эти составы и суммы штрафов уже закреплены в КоАП и будут применяться в полном объеме. Инициативы по расширению автоматического контроля — например, по фиксации отсутствия полиса ОСАГО через камеры и эксперименты с измерением средней скорости, остаются на уровне пилотных проектов и законопроектов. Это не вводит новых составов, но подтверждает тренд на расширение доли автоматической фиксации», — заключил юрист.
Ранее автомобилистам назвали модели кроссоверов, которые ломаются быстрее других.