Праздник связан с «пробуждением земли» — грядущим потеплением, ранней весной, когда в природе все начинается заново. Пора и человеку вспомнить о сезонных заботах: с этого дня крестьяне начинали готовить скотину к выпасу и торговлю коровами и бычками.
«В день Власия/Велеса коров водили к церкви и окропляли святой водой, служили молебен святому, просили его о защите животного. Во время молебнов освящали ржаные хлеба, которые потом скармливали скоту, что можно считать жертвой Велесу», — рассказывает Ельцов.
В крестьянских хозяйствах традиции занимали важное место — в прошлом году в Велесов день выпили меда, и «коровы были ласковы», значит, ритуал надо обязательно повторить.
«Молодые хозяйки били своих мужей доской для прядения льна, чтобы „волы были послушные“, после чего совершали обряд опахивания для отгона „коровьей смерти“: омывали руки водой, утирали их специальным рушником, а потом обходили селенье с зажженными лучинами», — говорит Ельцов.
Историк добавляет, что очень не везло тому, кто во время шествия попадался навстречу, будь то животное или человек — встретившегося били палками без пощады, предполагая, что в его образе скрывается «коровья смерть».
По окончании шествия происходил обрядовый бой Велеса и Марены-зимы. Под подбадривающий крик собравшихся: «Велес, сшиби рог с зимы!», ряженый, одетый Велесом (шкура, копье), сшибал «рог с зимы».
«Почитание Велеса среди современных язычников набирает популярность. Почти половина родноверов почитают Велеса больше остальных божеств. После празднования начинаются Велесовы святки, длящиеся шесть дней», — рассказывает Ельцов.
Эксперт отметил, что современные язычники рассматривают образ Велеса более широко: как бога плодородия, животноводства, богатства и торговли, магии, потустороннего мира и искусств.
Ранее REGIONS рассказывал о традициях праздника Зимние Кудесы, когда было принято угощать домового.