В комплексе «Крокус Экспо» продолжается 12-я Национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации НАИС-2025. Одним из главных трендов этого года стали беспилотные авиационные системы (БАС) и технологии противодействия БПЛА. Они заняли треть экспозиции и впервые выделены в отдельный сектор.
На выставке более 20 компаний представили инновации для интеграции дронов в гражданское воздушное пространство. «Алмаз-Антей» продемонстрировал комплекс «Синтез-АРЗ» для автоматического управления воздушным движением и программное обеспечение UAVProf для группового управления дронами. «Неоскан» представил станцию помех «НЕОН-СП» для защиты объектов от несанкционированного проникновения БПЛА.
Одним из самых интересных проектов в сфере беспилотной авиации стал сертифицированный дрон С-80 от компании «Транспорт будущего». Этот дрон способен перевозить грузы весом до 40 килограммов на расстояние до трех километров. Он уже выполняет тестовые полеты в Самарской области для доставки грузов.
«Опыт эксплуатации этих дронов мы будем использовать для сертификации серийных летательных аппаратов для доставки, которые смогут работать на всей территории России. И это разговор не далекого будущего. Это случится в ближайшее время», — рассказал главный конструктор компании «Транспорт будущего» Павел Корольков.
Тестовый логистический дрон от «Транспорта будущего» может перевозить грузы весом до 20 килограммов на расстояние до 15 километров. Он доставляет посылку, выгружает ее в постомате и возвращается на базу для замены аккумулятора и выполнения следующего заказа. Все необходимое программное обеспечение для его работы производится в России.
В Самарской области также запущен экспериментально-правовой режим для тестирования сверхмалой авиации. Это обсуждалось на форуме как шаг к легализации гражданских БПЛА. Эксперты отметили симбиоз гражданских и военных решений. Например, системы радиоэлектронной борьбы, созданные для армии, адаптируются для защиты аэропортов.
Развитие беспилотных авиационных систем станет драйвером для логистики, сельского хозяйства и безопасности. Внедрение нормативной базы ускорит интеграцию дронов в национальное воздушное пространство.
Всего в выставке принимают участие более 140 компаний из России, Белоруссии, Китая и Ирана. Они продемонстрировали свои инновационные разработки для аэропортов, авиакомпаний и смежных отраслей. Например, компания «Албес» представила панели на основе сотового алюминия, отличающиеся уникальным наполнителем, напоминающим пчелиные соты. А предприятие «ОДК-Сатурн» изготовило двухконтурный турбовентиляторный двигатель для лайнера SJ-100. В области импортозамещения были представлены силовые установки ПД-14, ПД-8 и ТВ7-117СТ, а также система организации воздушного движения «Синтез-АР3», разработанная концерном «Алмаз-Антей».
Ранее сообщалось, что новый отечественный авиадвигатель представили на выставке в Красногорске.