Съемки исторического проекта «Порода» проходят в Москве, в поселке Шаховская Московской области, в Каменск-Шахтинске Ростовской области и Медыне Калужской области.
Картина рассказывает о нескольких поколениях одной донбасской семьи. Действие начинается в 1918 году и охватывает 100 лет. Разные эпохи снимают два режиссера — Сергей Мезенцев и Александр Балахонов. Авторы хотят рассказать историю огромной страны и одного региона через судьбы персонажей.
Цель продюсера ленты, заслуженного артиста России Сергея Жигунова — позволить зрителю проанализировать исторические факты, понять, что привело к конфликту двух братских народов на Украине.
«Это очень лихая история. Герои интересные, они участвуют в очень хитро сплетенных человеческих взаимоотношениях, в которые добавляется постепенно некая политическая составляющая, о которой никто из героев не думал, пока был молодым и горячим. Постепенно взаимоотношения персонажей, такие как ненависть и любовь, переходят в плоскость политического противостояния», — сказал продюсер.
Работа над фильмом «Порода» продолжается уже пять лет: 2,5 года заняло написание сценария, остальное время — съемки.
«Самым сложным было написание сценария. Я пытаюсь объективно посмотреть на ситуацию. В нашей картине нет ни хороших, ни плохих. Наш главный герой не совсем положительный. Он такой, как есть. Он сложный. И его оппоненты тоже люди со сложными судьбами: у них есть мотивы, мы понимаем, почему они так себя ведут. Они должны быть, конечно, отрицательными, но у них разные человеческие черты проявляются. У героев есть мотивация, и это дает возможность посмотреть на ситуацию с двух сторон внимательнее и разобраться в том, что происходит», — рассказал продюсер фильма, заслуженный артист России Сергей Жигунов.
Кастинг актеров был серьезный. Главных героев в юности сыграют Ксения Утехина и Данила Краснов, а взрослых персонажей на экране воплотят Екатерина Климова и Сергей Марин.
«Все актеры молодые, для многих на съемочной площадке все впервые», — отметил Сергей Мезенцев.
Например, актриса Ксения Утехина рассказала, что на съемках впервые в сценической биографии вышла замуж и сыграла в постельных сценах.
Большое внимание создатели фильма уделяют декорациям. На площади 8 га воссоздана центральная улица города Юзовки, где начинается действие картины. Улица разделена на две части: деревенскую, где живут шахтеры, и городскую — это территория, где находится библиотека, Военсовет и даже дом терпимости по соседству с трактиром.
«Во втором блоке проекта он будет называться Сталино и приобретет некие внешние черты Донецка. А пока эта Юзовка, в которой находился металлургический комбинат», — рассказывает Жигунов.
На съемочной площадке мгновенно возникает эффект присутствия. Добились декораторы этого благодаря тому, что на земле лежит настоящий донецкий уголь, по которому и ходят актеры, и тому, что использованы настоящие предметы начала XX века, например касса в ателье. Но некоторые вещи художники воссоздают самостоятельно. Например, это касается какой-то части игрового транспорта, тех же телег или каких-то бочек — не все можно взять на «Мосфильме» или в «Москинопарке».
«Это позволяет нам их «старить», портить или разбирать, таковы особенности исторического проекта: иногда удобнее предметы сделать самим, чтобы можно было их спокойно использовать, не боясь, что их нужно вернуть в первозданном виде», — рассказывают авторы проекта.
Создатели стараются воссоздать и атмосферу тех лет, чтобы актерам было легче погрузиться в заданное историческое время. Кроме того, авторы практически не используют бутафорию: на рыночном прилавке лежат настоящие продукты, а на праздничном столе стоят настоящие грибочки, соленые огурцы, маринованный чеснок, блины, пироги. Актеры, играющие в этом эпизоде, едят и пьют «по-настоящему», после каждого дубля исчезнувший грибок или кусочек мяса заменяют на новый.
Так как это городок шахтерский, то и шахта быть должна. Насыпали песка, глины — выглядит солидно, но как и все строения в киногородке она не капитальная. Срок службы — 50 лет, как и всех декораций. На протяжении этого времени планируется регулярно использовать оставшиеся после съемок строения. Здесь будут снимать другие картины и водить экскурсии.
Сериал «Порода» — это продукт времени, он необходим сейчас зрителю, чтобы глубже понимать и осознавать то, что происходит в братской республике.
«Многие люди сегодня не знают истории, не понимают того, что происходит на Украине, поэтому и случилось это столкновение», — сказал Сергей Жигунов, добавив, что при работе с историческим материалом всегда важно погружение создателей в эпоху.
Он признался, что, готовясь к работе над фильмом, читал «Тихий Дон» Михаила Шолохова и смотрел сериал «Острые козырьки» Стивена Найта. По его словам, эти работы помогли постичь глубину описываемого времени и погрузиться в тонкости интриг начала ХХ века.
«В фильме «Порода» очень мощная пружина, потому что мы рассказываем об удивительном мире, о котором мы очень многого не знаем», — сказал Жигунов.
Съемочную группу фильма «Порода» консультирует Институт современной истории России в Санкт-Петербурге.
«Мы получаем огромные объемы информации на наши запросы. Иногда, чтобы написать в сценарии одну строчку, необходимо прочесть огромное количество литературы. Нагрузка, конечно, чудовищная, но это интересно. Огромное количество материалов попало в наши руки, и некоторые из этих документов абсолютно шокирующие. Мы не можем себе позволить вывести на экраны какие-то зверства», — сказал Жигунов.
По его словам, все, что сегодня происходит на Донбассе, вызывает тревогу за судьбы людей. Однако фильм совершенно не направлен на вражду между народами.
«Порода — это и уголь, и человеческие качества, которые передаются из поколения в поколение. Это и шахты. Это все, что связано с нашей ментальностью», — так объяснил Жигунов название фильма.
Картина выйдет на экраны осенью 2025 года, с каналами еще идут переговоры.