Школьники по всей стране увлечены новым трендом из популярной соцсети. Суть ее — в косплее на супергероя под саундтрек из кинокартины «Супермен».
Школьники записывают ролики, как они подкидывают друг друга, имитируя полет супергероя. Однако подобные трюки заканчиваются падениями, переломами и вывихами.
Так, в Московском регионе один из героев таких видео сломал себе копчик. С аналогичной проблемой в одну из клиник Краснодара госпитализировали местного школьника, который для хайпа пытался повторить трюк Супермена.
Примеров подобных травмоопасных историй, целью которых были попытки прославиться, становится все больше. Кто же виноват в том, что именно опасный контент становится настолько популярным и заразительным?
Любые тренды в TikTok задают популярные в той или иной стране блогеры-миллионники. Они выбирают актуальные темы, которые пользуются наибольшей популярностью, и на этой основе записывают ролик, рассказала специалист в области развития социальных сетей из Опалихи Анастасия Юсупова.
«Есть тренды краткосрочные, которые привязаны к датам, например, Новый год или День знаний, а есть те, которые остаются популярными длительное время: пандемия, танец под очень популярный хит, который становится заразительным», — пояснила спикер.
Сейчас главной темой в соцсети стали косплеи на супергероев, пояснила эксперт. Кто-то делает пародии на Логана или Россамаху из картины «Люди Икс», а кому-то «зашел» косплей на Супермена.
«Тренд на Супермена связан с тем, что вскоре в прокат выйдет перезапуск киновселенной DC, где впервые за 12 лет в отдельном фильме расскажут о человеке из стали — Супермене. И так как в трендах именно этот персонаж, демонстрирующий свой знаменитый полет, все ребята пытаются повторить именно данный трюк. Почему? Потому что это быстрее попадает в рекомендации и увеличивает шансы получить больше просмотров. Когда пользователю нравится какой-то новый тренд, то он будет искать похожие ролики, и школьники рассчитывают, что именно их видео окажется в линейке популярных», — сказала эксперт.
Безусловно, в TikTok есть модераторы и эксперты, которые жестко контролируют то, чем наполняют платформу, но выявить молниеносно все нарушения или опасный контент в соцсети, количество пользователей которой давно перевалило за миллиард, как считает спикер, крайне тяжело.
Юсупова уточнила, что в некоторых странах борются с тлетворным влиянием соцсети с помощью блокировки, полагая, что тем самым обезопасят своих граждан от необдуманных действий.
По мнению общественного деятеля и политического эксперта Сергея Маркова, популярная в кругу молодежи соцсеть неоднократно становилась источником вредоносных действий, которые могли стоит пользователям жизни.
«Был период, когда в соцсети распространялся крайне опасный трюк — детей и подростков учили вдыхать токсичные пары от домашних предметов быта — лаков для ногтей, дезодорантов или маркеров. Цель — получить опьянение. Подобный опыт чреват развитием зависимости и даже летальным исходом», — пояснил Марков.
Спикер назвал соцсеть абсолютно нерегулируемым поприщем смертоносных видеоматериалов и призвал родителей подростков принудить их отказаться от просмотра подобного контента.
«TikTok давно заблокирован в США, потому что там опасаются, что китайское приложение, помимо причинения вреда населению, может собирать личные данные пользователей и угрожать тем самым национальной безопасности Штатов. Но в то же время приложение табуировано в ЕС и еще восьми странах мира», — пояснил эксперт.
Марков предположил, что для Китая приложение — своего рода попытка получить контроль над гражданами в разных странах.
«Ведь то, что пропагандирует соцсеть, в конечном счете и становится популярным и заразительным среди подростков, а это уже элемент воздействия на массы», — сказал спикер.
Детский и семейный психолог Наталья Наумова видит проблему негативного влияния TikTok на подростков в том, что данная категория общества самая уязвимая.
«Подростки идут на риск и хотят прославиться любой ценой, потому что им крайне важно оказаться в центре внимания. Это способ самоутвердиться, поэтому они готовы не задумываясь повторить опасный трюк, да и, собственно, выполнить любое действие, которое может иметь ужасные для здоровья последствия», — сказала Наумова.
Она уточнила, что на этом этапе взросления у человека отсутствуют некоторые внутренние блоки, которые возникают в более осознанном возрасте.
«У подростков нет, условно говоря, стоп-слов или красных флажков, им куда важнее в глазах окружающих стать личностями, а слава — это то, к чему стремятся многие школьники в таком возрасте. Они полагают, что популярность позволит им решить разом все жизненные проблемы и сложности. У них в голове такая картина мира: «Я стану популярным, значит, мне вряд ли поставят плохой балл, со мной захотят больше людей дружить, родители поймут, что я талантлив». и все в таком духе», — пояснила эксперт.
Желание обрести быструю славу, заработать легкие деньги, влиться в блогерское сообщество — все это в совокупности и является главными причинами того, почему подросткам так важны просмотры в соцсети.
«Большие просмотры — это самый короткий путь к славе, а в будущем и к легким и быстрым деньгам, поэтому ребята готовы поставить на кон собственное здоровье, чтобы именно их ролик попал в рекомендации», — сказала психолог.
Вразумить ребенка и пояснить, что далеко не все тренды нужно повторять ради славы — священный долг любого родителя, сказала Наумова.
«Шансов, что подросток послушает родителя и перестанет подвергать свою жизнь опасности ради контента, крайне мало, но они все же есть. Крайне важно не вести беседу в ультимативной форме: «Если ты не удалишь приложение, то я лишу тебя карманных денег или отберу телефон» — этот метод самый худший из всех. Нужно объяснить ребенку, что вы понимаете и принимаете его увлечение и желание стать знаменитым, но в то же время напомнить ему о менее опасных способах добиться высоких просмотров его личного контента», — сказала Наумова.
Психолог подчеркнула, что с подростком нужно научиться договариваться, чтобы он самостоятельно проанализировал ситуацию, смог принять позицию родителя, но при этом сделал свои собственные выводы.
Также спикер призвала взять с ребенка слово, что он не будет повторять травмоопасные или вредные для здоровья трюки, а будет стараться создавать свои собственные полезные тренды, у которых тоже есть шанс «выстрелить».