Как рассказала руководитель проекта Дарья Хрипунова, по итогам работы удалось создать или еще сильнее проработать с точки зрения исторического бэкграунда пять проектов. На презентации присутствовали эксперты и почетные гости, включая вице-президента делового клуба «Наследие и экономика» Андрея Лисицкого, консультанта по брендингу и социокультурного проектировщика Юлия Младенцева и директора Коломенско-Зарайского музея-заповедника Кирилла Кондратьева.
Первым из них стала сама зарайская коврижка — гастрономический символ города, возрождающий старинные рецепты. Удалось узнать, что пекли ее не только в дореволюционные времена: нашлись сведения, что коврижки делали на Зарайском хлебокомбинате в годы Великой Отечественной войны.
Второй проект также уже существует — это «Осетр на Осетре», а реализуют его владельцы подворья «Зарайская Слобода». Он объединяет рыбацкие традиции и современные деликатесы. Его основой также стала история Зарайского уезда — во входящем в него Белоомуте вылавливалась рыба порода осетровых для поставки к царскому столу.
Если говорить о созданных «с нуля» брендах, то первый из них принадлежит участвовавшей в проекте предпринимательнице, занимающейся выпуском постельных принадлежностей. Назвали его «Зарайская подушка».
«Выработали концепцию бренда именно подушек Редерса — с опорой на историческое наследие. Именно промышленник Август Редерс основал в Зарайске обувное и перопуховый завод в XIX веке», — рассказала Дарья Хрипунова.
Про масло из лещины информацию удалось узнать из книги русского писателя Василия Селиванова «Год русского земледельца» — это экологичный продукт с глубокими историческими корнями. В книге рассказывается, как именно в Зарайске собиралась лещина, как ее хранили, что из нее делали, какие нюансы, по хранению и по продукции. Идеей заинтересовался предприниматель, который занимается производством сыродавленных масел.
С «Зарайским деревом», по словам Дарьи, ситуация особая. У сообщества мастеров и любителей декоративно-прикладного творчества «Артель Зарайск» уже есть четкая структура, но не было символа, который объединял бы их продукцию. Самой же руководительнице сообщества Инне Ефремовой очень понравился символ другого проекта, который реализует Дарья — «Зарайского кружева».
«Интерпретацией кружева стало цветущее дерево, там есть основа, корни, откуда идут народные традиции. Поэтому символом этого проекта и было выбрано зарайское дерево», — пояснила Хрипунова.
Дарья добавила, что каждый из этих брендов — не просто продукт, а часть идентичности. Это доказательство того, что у Зарайска есть чем гордиться и что развивать.
В ходе работы «Мастерской наследия», которая, кстати, реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, нужно было создать нечто объединяющее и создать особый механизм. Суть его в том, чтобы существующие, планируемые и будущие бренды Зарайска могли работать в общей синергии, а заодно создать «дорожную карту», предназначенную для новых, будущих брендов.
«Для этого была взята уже существующая метафора „Зарайский замес“, придуманная создательницей коврижечной Галиной Спиридоновой. Она яркая, хорошо выраженная, к ней уже и люди привыкли. Так что ее оставили и взяли за основу», — отметила Дарья Хрипунова.
Социокультурный проектировщик Юлия Младенцева помогла сформулировать брендбук и техзадание для дизайнера, который перевел текстовые описания в графический формат. Теперь у всех этих брендов есть и идея, и историческая основа, и брендбук. Некоторые из них уже стали неотъемлемой частью жизни города, получится ли это сделать у других — покажет лишь время.
Ранее московская художница рассказала о поездке в Зарайск словами и красками