С начала октября в Подмосковье, как и в ряде регионов России, наблюдается рост розничных цен на топливо. По мнению аналитиков, на стоимости бензина сказывается сезонный фактор и снижение предложения на рынке из-за профилактического ремонта на нефтеперерабатывающих предприятиях. Как долго продержится такая тенденция, выяснял корреспондент REGIONS.
В настоящий момент стоимость самой популярной марки бензина Аи-92 в центральных регионах РФ составляет около 52–53 руб. за литр. Но уже с 1 ноября цена достигнет минимум 54 руб. за литр. Предполагается, что цена на 95-й бензин повысится до 59 руб., а на дизельное топливо — до 66,5 руб. за литр.
Как рассказал в беседе с корреспондентом REGIONS доктор экономических наук Леонид Холод, цены на некоторые виды топлива уже подскочили и на этом рост не прекратится.
«Вообще, если смотреть данные за октябрь в целом, то можно заметить, что цены на ту же марку Аи-95 выросли на 7,2%, что намного превышает общий уровень инфляции в 6,06%. А ряд аналитиков еще и прогнозируют, что годовое повышение стоимости на топливо достигнет 9%», — сообщил Холод.
При этом сам экономист убежден, что ценовые скачки напрямую связаны с инфляцией, увеличением стоимости аренды цистерн для доставки нефтепродуктов, а также электроэнергии и газа.
«Подумайте только: уже в 2023 году аренда на цистерны выросла в 2,5 раза. Это также связано с дефицитом цистерн. Более того, время доставки топлива тоже увеличилось. Например, раньше на погрузку цистерн уходило не более двух недель, а теперь почти месяц — примерно 28 дней», — подчеркнул спикер.
Экономист уточнил, что есть ряд и других факторов, влияющих на общую тенденцию ценовых скачков. Одним из них являются налоговые изменения, которые косвенно влияют на стоимость топлива. Внешняя политическая ситуация и экспорт топлива за рубеж тоже вносят свою лепту в ценообразование.
«Еще недавно даже замминистра финансов РФ Алексей Сазанов уверял, что главной причиной роста цен на бензин является «серый» экспорт. То есть когда некоторый объем топлива, которое нефтеперерабатывающие заводы должны были реализовывать на внутреннем рынке, приобретался перекупщиками. Последние потом перепродавали его экспортным потребителям. В итоге это значительно снижало внутрирыночное предложение, и, в связи с возникшим дефицитом топлива на заправках, мы наблюдали рост цен», — сказал экономист.
Разумеется, государство борется с «серым» экспортом, но остальные упомянутые факторы, по словам Холода, продолжают влиять на стоимость топлива.
«Мы ждем повышения с 1 ноября, но уже на некоторых заправках Москвы и Подмосковья бензин марки Аи-92 реализовывают за почти 54 руб., 95-й — за 60 руб., а дизель — около 67 руб. Хотя повышение все ждали с 1 ноября», — подчеркнул аналитик.
В заключение он уточнил, что до конца года, несмотря на попытку правительства удержать цены, рост продолжится, но он будет неравномерен в разных регионах страны.