В ряде СМИ сообщается, что число пожаров авто в разных регионах РФ возросло. Случаи зарегистрированы и на территории Подмосковья. Так, в Лобне в микрорайоне Катюшки местные жители заметили возгорание в припаркованном вблизи жилого дома автомобиле. Совместными усилиями они потушили пламя, использовав пожарный рукав, и до приезда бригады спасателей пожар был ликвидирован.
Такие самопроизвольные возгорания транспортных средств в холодное время не редкость, сообщил в беседе с корреспондентом REGIONS автомобильный эксперт Алексей Аксенов. Причины могут быть разные, но зачастую они связаны с быстрым износом оборудования, утечкой газа или перегревом некоторых механизмов.
Одним из устройств, которое очень часто приводит к полыханию машины, по словам Аксенова, является система дистанционного прогрева авто, которую так любят устанавливать в автомобилях жители Подмосковья.
«Речь идет о сигнализации с автозапуском, которые как раз часто становятся источниками внезапных пожаров», — пояснил спикер.
Такие электронные механизмы позволяют удаленно и в автоматическом режиме запустить двигатель, прогреть транспорт перед поездкой, а также создать внутри салона оптимальный микроклимат. В летнее время эта опция работает на охлаждение, добавил Аксенов.
Но ультрасовременный девайс может причинить большой урон, если его установил непрофессионал. В этом случае нужно быть готовым к короткому замыканию, перегреву и оплавлению проводов с дальнейшим возгоранием, если систему устанавливали не в проверенном салоне, а у дилетанта, предупредил спикер.
«На мой взгляд, автозапуск и прогрев авто — очень важный и нужный инструмент зимой, так как вы за несколько минут настраиваете климат-контроль и садитесь в теплый салон, а не мерзнете в ожидании, пока машина прогреется, прибегая к ручному управлению. Можно ли обойтись без системы автозапуска? Конечно, достаточно вынуть ключ зажигания, не заглушив двигатель. Этой функцией оснащены многие простые системы сигнализации, которые не имеют системы автоматического запуска. Алгоритм действий зависит от производителя устройства», — отметил Аксенов.
Второй вариант: использовать два ключа. Один придется использовать для запуска двигателя и оставлять в замке зажигания, а вторым ключом можно просто закрывать двери. Этот метод, к слову, применим для всех автомобилей. Но всегда следует помнить, что защищать имущество внутри салона будет лишь центральный замок.
Спикер уточнил, что автомобилисты могут также вместо системы автозапуска установить предпусковой подогреватель. Его автономный котел приводит двигатель к рабочей температуре в холодное время года без его запуска. Благодаря этому мотор заводится, будучи уже прогретым, автомобилист может сразу начинать движение, а температура в салоне становится комфортной за считаные минуты.
Еще одним источником, увеличивающим риск пожара, является автоодеяло для двигателя, которое используют водители с наступлением первых заморозков.
«Сами установки устойчивы к огню, но нивелировать этот положительный признак могут другие факторы. Если возникает даже незначительная течь из-под клапанной крышки, оседающие на утеплителе пары, которые выделяются, могут вступить в реакцию с технической жидкостью и случится возгорание», — заметил Аксенов.
При этом спикер уточнил, что далеко не все эксперты согласны, что автоодеяло — такая уж необходимая система для «зимовки».
«Да, она помогает сохранить тепло под капотом автомобиля, что сокращает потери тепла на 50%, благодаря чему даже в самые суровые холода двигатель дольше остывает и быстрее заводится. Вы благодаря автоодеялу еще и экономите топливо, так как реже заводите машину. У системы долгий срок службы: вы устанавливаете ее один раз — и этого хватит в среднем на три года. Но очень большие минусы — это риск пожара и усложнение обслуживания транспортного средства, так как при ремонте придется каждый раз убирать одеяло, а потом снова его укладывать», — сказал спикер.
Использовать автоодеяло или нет — выбор каждого. Но отказаться от него полностью могут только те водители, которые паркуются в теплом паркинге или живут в южном регионе, считает Алексей Аксенов. Если же парковочное место на улице, а зима выдалась суровой, автоодеяло является важным атрибутом и гарантом нормальной работы авто, так как помогает сократить прогревы и сохраняет ресурс двигателя.
Автоэксперт Аксенов также добавил, что именно зимой транспортное средство куда быстрее изнашивается из-за сложных погодных условий.
«Трескаются и ослабевают некоторые детали, дубеют резиновые покрытия, возникает течь. И достаточно одной искры или замыкания, чтобы начался пожар. Особенно опасно, когда вы находитесь в машине: в процессе движения некоторое количество тормозной жидкости может попасть на металл, который начнет нагреваться, и тоже произойдет возгорание», — добавил спикер.
Отдельной темой для дискуссии среди автолюбителей и экспертов, по словам Аксенова, является установка газовых баллонов, которые тоже считаются источниками высокой пожарной опасности.
Так, в Одинцовском городском округе во дворе дома в ЖК «Лайково» недавно ночью взорвался и загорелся легковой автомобиль. Машина полностью сгорела, обошлось без пострадавших. По предварительным данным, причина пожара — разгерметизация находившегося в автомобиле газового баллона.
«Да, есть большое преимущество в установке газобаллонного оборудования — это прежде всего финансовая выгода. Стоимость газа примерно вдвое меньше, чем стоимость 95-го бензина. Более того, машина, оснащенная ГБО, становится более мобильной за счет большого запаса топлива. Главные минусы — это дорогая установка и не самое дешевое обслуживание ГБО. Конечно, езда на газу может быть тоже весьма рискованной, если в установке системы допущены ошибки», — подчеркнул эксперт.
Он добавил, что при установке баллонной арматуры важно придерживаться определенных правил. Например, не использовать б/у и поддельные мультиклапаны и другие элементы, а также арматуру старого образца или со слабой защитой.
«Если такое имело место быть, то при ненадлежащем монтаже пропан выйдет наружу — случится взрыв», — отметил он.
Авто может взлететь на воздух и в тех случаях, когда произошло короткое замыкание. В этом случае давление на баллон начнет расти — прогремит взрыв с последующим воспламенением пропана, заключил спикер.
Главное, что нужно помнить любому водителю, — вероятность возгорания у необслуженного транспорта намного выше, подчеркнул эксперт.
«Чтобы исключить риски взлететь на воздух, нужно регулярно проводить диагностику вашего транспорта в проверенных и профессиональных сервисах. Всегда перед наступлением холодов я рекомендую пройти полную диагностику авто. Проследите, чтобы специалист особенно тщательно проверил электросети машины и топливную систему. Следите за уровнем технических жидкостей, не допускайте даже минимальной течи», — сказал эксперт.
Аксенов призвал не устанавливать никогда кустарным методом какое-либо оборудование, избегать покупки дешевых деталей для машины, а особенно тех, которые связаны с системой автозапуска и прогрева авто.