Сообщения о пропаже онлайн-заказов появляются из разных районов Подмосковья. Чаще всего идет речь об исчезновении продуктовых наборов, бытовой химии или доставке готовой еды.
Похищение заказов во многих случаях происходит из-за действий так называемых «киллеров курьеров». Злоумышленники следят за курьерами, начиная от складов, и нередко заходят в подъезд следом за ними под видом местных жителей. В тот момент, когда курьер оставляет заказ у двери, аферисты хватают пакеты и убегают. При этом иногда воришки успевают выбрать из товаров все самое ценное, оставив остальное заказчикам.
Такая схема становится распространенной в Подмосковье из-за того, что многие жители выбирают опцию «оставить у двери». Данный вариант доставки выбирают те, кто не желает как-либо контактировать с курьерами либо делает заказ заранее, еще до своего возвращения домой.
«У меня был такой случай — сижу на работе, а кушать охота очень сильно. Когда точно буду дома — непонятно. Если курьер приедет, а меня нет? Вот и заказывал доставку с функцией «до двери». Пару раз все было нормально, а на третий прихожу, а там пусто. Хотя уведомление есть, что все типа на месте. Обратился в службу поддержки, сказали, курьер все доставил, ничего сделать не можем. Теперь просто всегда заказываю из рук в руки», — рассказал REGIONS житель Балашихи Алексей.
С похожей ситуацией столкнулся и житель Подольска Дмитрий. Правда, он в момент исчезновения заказа находился дома.
«Вышел за доставкой, а пакета нет, слышно только, как громко топают, убегая по лестнице. Я живу на втором этаже. Что тут сделаешь? Не бежать же за этими придурками? Просто научился на своей ошибке, теперь заказы делаю c личной передачей», — отмечает житель Подольска.
При этом все пострадавшие признаются, что из-за небольшой суммы заказов они не обращаются в полицию.
Адвокат Александр Почуев объяснил REGIONS, о каких правонарушениях в данном случае идет речь.
«Действия лиц, которые похищают товары, доставленные курьерами в порядке оказания услуги «оставить у двери», в зависимости от стоимости похищенного имущества следует квалифицировать по ч. 1 ст. 158 УК РФ — «Кража». Либо по статье 158.1 УК РФ — «Мелкое хищение чужого имущества» (при условии, что лицо ранее привлекалось к уголовной ответственности). Если сумма похищенного имущества менее 2500 руб. (и лицо ранее не привлекалось к ответственности за мелкое хищение), то действия необходимо квалифицировать по ст. 7.27. КоАП как мелкое хищение», — пояснил правозащитник.
По словам адвоката, за кражу правонарушителям грозит до двух лет лишения свободы.
Как отметил Почуев, в случае если курьер сам обманом завладел заказанным товаром, то тогда в его действиях усматривается признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ — «Мошенничество». За это преступление виновнику также грозит лишение свободы сроком до двух лет либо штраф в размере до 120 тыс. руб.
В роли «киллеров» могут выступать не только преследователи доставщиков. Украсть заказ, оставленный у дверей, могут и соседи, и даже сами курьеры. В последнем случае сотрудники курьерских служб лишь имитируют доставку до квартиры и, сделав фото, могут сразу забрать покупку и сбежать. Либо они и вовсе даже не доносят заказ до двери, рассуждает эксперт.
Почуев отметил, что в этом случае поможет «умный дверной глазок», который реагирует на движение и делает фото того, кто стоит рядом с дверью.
Также эксперт призвал пользователей быть внимательнее, прибегая к простейшим мерам предосторожности: выбирать при заказе доставку из рук в руки, на всякий случай не привязывать карту к посторонним сервисам и при каждом случае кражи немедленно сообщать в службу поддержки или в правоохранительные органы.