Церковь 4 сентября чествует святого мученика Агафоника Никомидийского, принявшего смерть за Христа в IV веке, а восточные славяне отмечают Агафона Огуменника. Считалось, что именно в этот день можно встретить лешего — лесного духа, хозяина всех растений, птиц и зверей. О празднике, полном множеством мифов и запретов, REGIONS рассказал историк Евгений Ельцов, специалист по Древней Руси.
Происходил из знатного рода Гиппасиева, жил в Никомидии, получил хорошее образование и принял христианство еще в юности. Сведущий в Священном Писании, он обратил к вере во Христа многих язычников. Был усечен мечом по приказу императора Максимиана (284-305) в Силиврии.
«Мощи великомученика находятся в Константинополе, в церкви, которая была построена в его честь. В ХIV веке архиепископ Силиврийский Филофей посвятил мученику Агафонику похвальное слово», — комментирует Ельцов.
По старинному поверью, в этот день леший приходит на гумно, чтобы «потешится над соломкой» — перекидать снопы, развязать их и растащить солому по всей округе. Хозяева выходили в дозор — караулить свои припасы от лешего. Но кто такой этот самый леший?
«Леший, лесовик или лесной хозяин — дух леса в славянской мифологии. Считается главным покровителем леса, оберегает его, следит за тем, чтобы люди не нарушали гармонию лесной жизни. Восточные славяне изображали его как огромного человека с длинной бородой, одетого в одежду из коры и мха», — рассказывает Ельцов.
Добавляет, что леший представлялся строгим, но справедливым хранителем леса. Он мог помочь человеку, если тот проявляет уважение к природе, а мог и наказать, если он ведет себя агрессивно и разрушительно — может украсть ребенка, взять себе в жены девушку, погубить домашнюю скотину.
«Про лешего говорили, что он умеет ржать как лошадь, плакать как дитя, смеяться так, что все деревья дрожат. Может превратиться в зверя, мох на дереве, скрипучие коренья. В октябре леший впадает в спячку — поэтому в сентябре шутки с ним были особенно плохи», — объясняет Ельцов.
Чтобы проявить почтение к лешему, славяне на Агафона-Огуменника старались задобрить домовых и дворовых духов: женщины пекли пироги и оставляли их в овине, на конюшне, в бане, на чердаке и за печкой, чтобы «домовята» подкрепились и не вредили хозяевам.
В лес, естественно, ни ногой, зато старались совершить как можно больше хороших дел. Знали: если помыслы идут от всего сердца, добро вернется в трехкратном размере.
«Существовала традиция, указывающая женщинам трапезничать только после заката солнца — якобы это верный способ сохранит красоту и молодость на долгие годы», — резюмирует Ельцов.
Если день солнечный, то осень теплой будет.
Много грибов в лесу — к плохой рыбалке.
Мало грибов, но много орехов — к холодной и снежной зиме.
Если тепло и паутина летит, то осень будет хорошей, а первый снег выпадет нескоро.
Ранее REGIONS рассказывал про историю и традиции дня Петра Солнцеворота.