
Утром 25 декабря 83-летняя Народная артистка РФ приехала на похороны своего коллеги, партнера по фильму «Зависть богов» Анатолия Лобоцкого. С букетом алых гвоздик Вера Алентова зашла в здание Московского академического театра имени Владимира Маяковского, где проходило прощание, но у гроба ей стало плохо.
Вдову Владимира Меньшова вынесли из здания на носилках и экстренно госпитализировали. В больнице она скончалась. По данным СМИ, в последние несколько месяцев актриса страдала от обострения гипертонической болезни сердца.
Новость о смерти Веры Алентовой стала неожиданностью для всех: близких, друзей, коллег, поклонников, журналистов. В Московском драматическом театре имени Пушкина, где актриса служила в течение 60 лет, выпустили короткое сообщение:
«Случилось большое горе… Не стало Веры Валентиновны Алентовой. Наша скорбь безгранична».
REGIONS дозвонился до PR-директора театра Эльвиры Лебедевой, которая уточнила, что все комментарии от коллег артистки прозвучат на церемонии прощания, дата которой сейчас подбирается. Пока что друзья и родственники актрисы хотят побыть наедине с собой.
В шоке также находится и 56-летняя дочь Юлия Меньшова. Она опубликовала совместную фотосессию родителей — Алентовой и режиссера Владимира Меньшова.
«Мамы больше нет. Теперь они — вместе», — подписала Юлия серию снимков.
Настоящая всенародная слава пришла к Вере Алентовой в 1980 году, когда на экраны вышла картина Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Ее героиня Катерина — провинциалка, ставшая директором крупного завода, но так и не потерявшая человеческого достоинства и веры в любовь, — стала символом целого поколения женщин.
Фильм получил премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, стал культовым, а фразы из него разошлись на цитаты. Для Алентовой эта роль стала визитной карточкой на всю жизнь, хотя в ее фильмографии было немало других заметных работ.
После актриса продолжила активно сниматься. Зрители помнят ее по фильмам «Время желаний», «Завтра была война», «Ширли‑мырли», «С новым годом, мамы!», «Зависть богов».
В этих картинах она играла сложных, неоднозначных, часто сильных, но ранимых женщин. Даже во второстепенных ролях Алентова привлекала внимание — пластикой, голосом, внутренней собранностью.
У зрителей Вера Алентова ассоциируется в первую очередь с кино, но значительную часть жизни она провела на сцене. Окончив Школу‑студию МХАТ, она пришла в Московский драматический театр имени Пушкина, где играла десятилетиями.
В ее театральном репертуаре были классические и современные пьесы: Чехов, Островский, Грибоедов, современные драматурги. На сцене она могла позволить себе то, чего зритель, привыкший к образу Катерины, порой не ожидал: и комедию, и характерные роли, и трагедию.
Отдельная линия в биографии Алентовой — творческий и жизненный союз с режиссером Владимиром Меньшовым. Они познакомились еще в студенческие годы, а позже работали вместе над его фильмами.
Меньшов снял Алентову в своих ключевых картинах — «Москва слезам не верит», «Ширли‑мырли», «Зависть богов». Он тонко чувствовал ее актерскую природу, а она умела точно попадать в интонацию его кино. Их тандем во многом и создал тот самый образ сильной, ироничной, но очень живой женщины, который зрители так полюбили.
За свою карьеру Вера Алентова сотрудничала с целой плеядой выдающихся режиссеров и актеров. На съемочной площадке и в театре ее партнерами были:
Она работала с режиссерами Станиславом Говорухиным, Александром Миттой, а также молодыми постановщиками, которые приглашали ее в новые проекты уже в постсоветские годы.
Вера Алентова принадлежала к тому поколению актеров, для которых профессия была прежде всего служением. Она редко появлялась в скандалах, почти не участвовала в светской жизни, предпочитая говорить с публикой через роли.
После ее ухода остается богатая фильмография, театральные работы, интервью и воспоминания коллег. Но главное — остается ощущение очень узнаваемого, близкого зрителю человека: той самой Катерины, которая «сама всего добилась» и при этом не потеряла способности любить.
Смерть Веры Алентовой — большая потеря для российского кино и театра. Но ее героини, ее интонация останутся надолго — в фильмах, которые по‑прежнему пересматривают миллионы зрителей.